Private label для аптечных сетей: компания «ФИТОФАРМ» приняла участие в ХІ-Аптечном саммите Украины

Аптечный саммит — одно из важнейших событий в календаре ежегодных профессиональных мероприятий фармрынка. Эксперты и профессионалы фармотрасли собираются, чтобы обсудить современные тренды аптечного ритейла в Украине и мире, поделиться эффективными кейсами и объединить усилия для улучшения условий работы на фармацевтическом рынке. Помимо представителей аптечного ритейла, дистрибьюторов и фармпроизводителей, в ХІ-Аптечном саммите приняли участие члены Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здоровья нации, медицинской помощи и медицинского страхования; народные депутаты Украины; руководство Национальной службы здоровья Украины; должностные лица Министерства здравоохранения, Государственной службы Украины по лекарственным средствам и контролю за наркотиками и др. ведущие игроки рынка.
Нашу компанию на ХІ-Аптечном саммите Украины представил генеральный директор Владислав Малинин.
Традиционно украинские и международные эксперты говорили о вызовах, с которыми столкнулась фармотрасль в период пандемии и поднимали актуальные вопросы, интересующие всех участников аптечного рынка.
Одним из ярких трендов в аптечном ритейле является создание собственных торговых марок. СТМ (private label) – это бренд, владельцем которого может быть любая компания, занимающаяся его реализацией. В качестве эксперта при обсуждении тренда СТМ выступил Владислав Малинин, который поделился с участниками своей позицией по этому вопросу.

С точки зрения генерального директора ЧАО «ФИТОФАРМ», ВТМ — модный тренд, никак не влияющий на достижение основных целей бизнеса — получение операционной прибыли и увеличение капитализации бизнеса. 

Создание СТМ очень популярно в FMCG-сегменте, но там другие правила игры. Например, хорошо срабатывает downgrade по качеству, за счет которого можно снизить цену — предложить потребителю более простую упаковку или уменьшить длину рулона туалетной бумаги и т.д. Для большинства покупателей важно наличие товара, его цена и приемлемое качество.

На аптечном рынке нет такого большого простора, где можно «разгуляться» с ВТМ. Фармацевтическая специфика делает downgrade по качеству невозможным. Качество продукции всегда должно быть высоким и соответствовать стандартам, поэтому сложнее обеспечить низкую цену и трудно донести преимущества ВТМ покупателям. Ведь аптечные сети не выполняют маркетирующую функцию, как FMCG.

Развитие private label аптечной сети, по убеждению Владислава, может быть целесообразно только в категории небрендированных продуктов. Для создания и продвижения собственной торговой марки в категории брендированных товаров в аптечной сети недостаточно ресурсов, чтобы конкурировать с производителями, имеющими большой зазор между маржой и чистой прибылью в P&L (Profit and Loss — отчет о доходах и расходах), за счет чего они могут профинансировать прямую коммуникацию, направленную на конечных потребителей или врачей.

Особенно трудно конкурировать с медиа-активными лидерами рынка, которые вкладывают, например, 10–12 млн дол. США в ТВ-рекламу ОТС-препаратов в полгода или в квартал. А если речь идет о Rx-препаратах, дополнительно нужно создать внешнюю службу для визитки врачей. Это тоже немалые расходы. Учитывая все это, рrivate label более привлекателен для аптечных сетей в сегменте небрендированных препаратов.

«ЧАО «ФИТОФАРМ» может предоставить аптечным сетям лучшие на рынке коммерческие условия по ВТМ. Сейчас мы активно развиваем это направление, поэтому нам есть, что предложить», — подчеркнул Владислав Малинин.

Подводя итог, докладчик отметил, что наиболее актуальным трендом, по его мнению, будет не рост площадей помещений аптек, а развитие сервиса доставки. Наибольшую капитализацию получат те аптечные сети, которые смогут обеспечить логистическую систему продаж с помощью электронных заказов и безопасной доставки.

Читать статью полностью.