СМИ о нас: интервью Владислава Малинина изданию «Урядовий кур’єр»

Во время кризиса расти быстрее рынка? Миссия выполнима!

По данным аналитической системы «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», лекарственные средства на украинском фармрынке представляют 403 маркетирующих организации, которые предлагают продукцию 734 производителей.

Среди этих компаний 80 отечественных производителей. В том числе крупных, продукция которых занимает долю рынка 92,6%, около 30. Одно из таких отечественных предприятий — ЧАО «ФИТОФАРМ», которое входит в ТОП-10 фармпроизводителей Украины по объему продаж товаров аптечной корзины в натуральном выражении.

По данным аналитической системы «PharmXplorer»/«Фармстандарт», за девять месяцев 2020-го фармрынок Украины продемонстрировал рост в денежном эквиваленте 5,5%, тогда как «ФИТОФАРМ» вырос на 12,4%. О том, как участнику фармрынка удается быть на гребне волны, адаптироваться к новым условиям, какие вызовы и возможности он видит в это непростое время, рассказывает «УК» генеральный директор ЧАО «ФИТОФАРМ» Владислав Малинин.

COVID-19 и портфель заказов

Почти в каждой аптеке Украины можно купить препараты национального производителя ЧАО «ФИТОФАРМ», который на отечественном рынке работает более 46 лет. Ежегодно с его конвейеров сходит 120 товарных позиций лекарственных средств, среди которых социально доступные и эксклюзивные препараты растительного и синтетического происхождения в виде таблеток, мазей, гелей, экстрактов, настоек, капсул и других форм.

На собственном заводе в городе Бахмут Донецкой области компания выпускает более 40 миллионов упаковок в год, которые расходятся по аптечным сетям страны. А с 2010 года ЧАО «ФИТОФАРМ» реализует свою продукцию еще и в страны Европы и Азии. По итогам работы в прошлом году компания получила почетные награды «Лидер отрасли-2019» и «ImportExportAward-2019». В 2020 году компания вошла в ТОП-25 лучших работодателей Украины.

В ассортименте предприятия насчитывается 80 наименований брендов и более 120 SKU или единиц продукции. Однако пандемия изменила многое, фармотрасль — не исключение. Хотя фармацевтические препараты были и остаются востребованными, в марте — апреле 2020 наблюдалось существенное снижение потребления некоторых групп и вследствие этого — перераспределение доли производства так называемого портфеля продуктов.

— В начале карантина примерно треть нашего портфеля просела, так как изменилось поведение потребителя, — рассказывает Владислав Малинин. — снижение спроса наблюдалось на препараты для лечения болезней опорно-двигательного аппарата, половой функции, а также витамины и гепатопротекторы (последние два вида наша компания не производит). Они в большей степени поддерживающие или профилактические, поэтому эти препараты не продавались так активно в обозначенный период. Потребители покупали только самое необходимое и откладывали несрочное. Теперь мы уменьшили объемы производства хондропротекторов, но они остаются у нас в портфеле, потому что это зарегистрированные препараты, которые мы ценим.

На лекарства первой необходимости — кардиопрепараты, противопростудные, — конечно, падения спроса не было, даже наблюдалось увеличение потребления. Половина нашего портфеля получила рост, ведь мы производим в большей степени социально доступные препараты: спиртол, глицерин, перекись, аммиак, йод, зеленку и многие другие. Среди них продукты в основном растительного происхождения, по которым мы перевыполнили план в три-четыре раза.

С началом пандемии повысился спрос на антисептики, и мы начали производить новые средства в этой категории, чтобы обеспечить потребности населения.

Один из таких антисептиков производства фармкомпании — «ДермаКлин». Это важно. Потому что сейчас очень много антисептиков разного качества. В случае длительного применения, особенно если в их состав входят денатурированные спирты, санитайзеры влияют на кожу. Человек может получить дерматит или другие заболевания кожи, потому что такие антисептики, кроме того, что убивают микробы, разрушают естественный защитный барьер кожи. Препарат ЧАО «ФИТОФАРМ» содержит и глицерин, и эфирные масла. Его производят из этилового спирта, а не из денатурированного, поэтому он безопасен. В компании хотят, чтобы его рекомендовали для детей, ведь в школах тоже крайне необходимы антисептики.

— Очень много этого препарата мы раздали бесплатно. В частности, школам, государственным и другим учреждениям, чтобы их сотрудники могли обезопасить себя на рабочих местах.

В 2020 г. мы начали выпускать хлоргексидин. Этот препарат тоже востребован и низкостоимостной. Мы в этой категории можем производить достаточный объем, который успешно реализуем.

В разработках компании много продуктов, которые расширят линейку противокашлевых препаратов, препаратов для лечения болезней опорно-двигательного аппарата. Портфель компании показал высокую устойчивость за счет широкого ассортимента. На сегодня ситуация уже начала выравниваться.

Работать не переставали

ЧАО «ФИТОФАРМ» — одновременно и производственная компания, и маркетирующия организация. То есть предприятие само выстраивает систему сбыта своей продукции. Центральный офис компании расположен в Киеве, а производственная площадка — в Донецкой области. Из общего количества 450 работников около 340 трудится именно на заводе в Бахмуте (бывшая Артемовска фармацевтическая фабрика).

— Когда в Украине в связи с эпидемией COVID-19 возросла потребность в антисептических и дезинфицирующих средствах, — Владислав Малинин делает упор на каждом слове, — руководство ЧАО «ФИТОФАРМ» решило перейти на двухсменный усиленный режим работы. Рабочие предприятия поддержали эту инициативу, хотя каждый понимал, что по такому графику работать трудно, потому что в условиях жесткого карантина сложное — добраться на работу. Но транспортную проблему руководство ЧАО «ФИТОФАРМ» решило оперативно: всех 340 человек (из них 40 иногородних, живущих в городах Часов Яр, Соледар, Константиновка, Северск, Дружковка и других Донецкой области), привозил и развозил по домам собственный и арендованный транспорт. — Сейчас мы компенсируем работникам из других городов стоимость проезда, а после окончания второй смены — в 21.30 доставляем рабочих по домам. Так было и до начала пандемии, ведь это часть системной заботы о собственном персонал. Сейчас дополнительно доставляют домой и работников первой смены, чтобы снизить риски инфицирования людей.

Сотрудники предприятия работают в перчатках и масках. Все перед началом работы проходят температурный контроль на входе. Внедрен обязательный масочный режим. Тех, кто имеет симптомы заболевания, к работе не допускают. А тех, кто мог по виду деятельности работать дистанционно, в компании отправили на удаленную работу. Самое главное — в ЧАО «ФИТОФАРМ» дополнительно застраховали сотрудников на случай заболевания COVID-19. Здесь внимательно следят за ситуацией и выполняют рекомендации МОЗ и правительства.

Социальные и ответственные

Бахмутский район по экономическим показателям занимает первое место в Донецкой области и седьмое — в Украине. Производство ЧАО «ФИТОФАРМ» в Бахмуте — одно из бюджетообразующих в регионе.

— Производственный департамент у нас самый многочисленный, — комментирует руководитель предприятия. – И, если говорить о социальном вкладе, который делает компания, большая его часть приходится именно на Бахмут и Донбасс. Социальные программы для нас — это не дань моде. Компания обычно этого не афиширует, но это многолетняя практика. Акционеры настроены на то, чтобы создавать в регионах, где мы работаем, благоприятную среду для людей. Ведь если не поддерживать социальные объекты, расположенные в регионе, то люди будут покидать его, и будут проблемы с рабочей силой. Квалификация кадров тоже снизится, ведь обычно регион первыми покидают квалифицированные специалисты.

Понятно, что мы напрямую заинтересованы в том, чтобы в регионе и в частности Бахмуте люди чувствовали себя комфортно. Есть социальные программы, которые мы инициировали самостоятельно, часть социальных программ проводим при поддержке проектов городского совета. То есть нам подсказывают те объекты, которые требуют дополнительного внимания, это позволяет нам быть в курсе, где мы можем быть полезными. Но мы сами понимаем, как поддержать детские учреждения и другие социальные объекты или научные конференции, которые проводятся в Донецкой области.

Поддерживаем и высшие учебные заведения, и не только в Бахмуте. Например, харьковским вузам помогаем ремонтировать аудитории. С бюджетным финансированием вузов бывают трудности, а мы заинтересованы принимать на работу выпускников. Участвуем в ярмарках вакансий, которые проводят вузы, чтобы студенты знали о нашем предприятии и знали, какие нам нужны специалисты. Впоследствии выпускники или студенты 4-5 курсов обращаются к нам.

Новые вызовы и планы на будущее

Конечно же, у компании есть планы на ближайшее будущее. Первое и самое главное — развитие персонала. Владислав Малинин считает, что когда каждый из 450 сотрудников сделает свою работу хорошо, со старанием и профессиональным подходом, то компания добьется успеха.

— Я начал работать в сентябре 2019 года, — подытоживает генеральный директор, — и за этот год мы, во-первых, усилили команду, привлекли много специалистов из лучших украинских и зарубежных компаний, создаем систему непрерывного развития персонала.

Во-вторых – занимаемся улучшением инфраструктуры и материально-технической базы на производстве. Мы уже много сделали в этом направлении. Например, в этом году увеличили вдвое мощность линии водных растворов, так как образовался повышенный спрос на такие продукты, как перекись, аммиак, хлоргексидин. Сейчас докупаем необходимое оборудование для еще одной линии и емкость для производства продуктов.

В-третьих, стремимся оставаться социально активной компанией. Невозможен отрыв успешности от общего окружения. Работать в успешной отрасли на фоне пострадавших во время кризиса в стране, где существуют социально-экономические проблемы, возможно лишь непродолжительное время. Чтобы иметь продолжительный успех, надо находиться в стабильной среде. Все, что мы сможем сделать, чтобы социально укрепить те регионы, в которых мы присутствуем и работаем, мы будем продолжать делать. Именно так обеспечим длительный успех и для компании в целом, и для людей в частности. Задача вполне реальные, и компании по силам ее выполнить.

Статья опубликована в печатной версии и на официальном сайте издания «Урядовий кур’єр»:https://ukurier.gov.ua/uk/articles/pid-chas-krizi-rosti-shvidshe-za-rinok-misiya-zdij/